Что это такое Демпинг цен простыми словами - объясним

09.09.2019 Нет комментариев

Демпинг — ситуация, когда компания реализует товары или услуги по более низкой цене. Главными целями организации является получение части рынка и вытеснение конкурентов. При этом во многих государствах такие действия запрещены, а сам метод считается недопустимым. Ниже рассмотрим, в чем сущность понятия демпинга, какие виды бывают, в чем плюсы и минусы.

Что это такое?

Демпинг — термин, имеющий английское происхождение и произошедший от слова «dumping». Прямой перевод — «сброс». Простыми словами, демпинг — это метод конкуренции, при котором компания с целью освоения рынка и получения других привилегий продает свой товар или услуги по заведомо низким ценам (меньше рыночных). В некоторых случаях предложенная цена даже ниже себестоимости.

Такие действия может осуществлять государство или предприятие, рассчитывающее на компенсацию затрат в будущем после достижения поставленных целей. В большинстве случаев ценовой демпинг — разовое действие, при котором продаются залежавшиеся запасы на складах, продается неликвидный товар или осуществляется сделка для получения срочной денежной помощи. Как отмечалось, во многих странах такой процесс носит негативные явления.

Рассматривая понятие демпинг в экономике, что это такое простыми словами для России, нужно выделять ряд особенностей:

  • процесс организуется исключительно внутри страны без выхода на другие рынке;
  • подобные действия несут большой вред экономике, снижая объем поступления налогов;
  • в РФ пока отсутствуют законы, по которым можно было привлечь к ответственности за демпинг.

Определение демпинга показывает суть процесса и риски, которые возможны для других участников рынка. Так, если одна из компаний начинает резко снижать стоимость товара или услуг, клиенты других предприятий перебегают к ней. В результате конкуренты вынуждены действовать аналогичным образом, но в таком случае они терпят большие убытки. В результате государство не дополучает налоги, а некоторые компании и вовсе не выдерживают конкуренции.

Узнайте больше о переводном векселе в другой статье, вам должно пригодиться.

Виды демпинга

Чтобы разобраться в вопросе, что значит демпинг, важно понимать многообразие этого процесса. На сегодня он бывает следующих видов:

  1. Ценовой. Товары или услуги предлагаются по более низким ценам. Такие действия губительны для компаний. Демпинг цен со стороны конкурентов заставляет другие предприятия действовать по такому же принципу, чтобы сохранить клиентов, а это чревато банкротством.
  2. Стоимостный. Цены экспортируемых товаров ниже ее себестоимости.
  3. Валютный. Здесь подразумевается экспорт продукции по тарифам, которые значительно ниже рыночного уровня для аналогичных товарных позиций. Такие действия осуществляются с целью давления на курс валюты и внесения желаемых изменений. К примеру, экспортер совершает сделку по минимальной стоимости, меняет полученные деньги на валюту, а после конвертирует заработанные средства в денежную единицу страны.
  4. Монопольный. Используется крупными компаниями для «выдавливания» конкурентов с рынка. Для этого предприятие надолго опускает цены и удерживает их на таком уровне до достижения результатов.
  5. Социальный. Применяется компаниями-экспортерами для получения дополнительных плюсов на международном рынке.
  6. Обратный. Строится на повышение экспортной стоимости на фоне волатильности курса валют.

Если говорить о коммерческой деятельности предприятия, можно выделить еще несколько видов демпинга:

  • спорадический — продажа излишков товара на складах во избежание залеживания продукции;
  • преднамеренный — целенаправленное уменьшение цены для борьбы с конкурентами и получение полных привилегий на рынке;
  • постоянный — регулярная продажа товаров или услуг с негативной рентабельностью, что может привести к большим убыткам (исключение — крупные предприятия, работающие по принципу диверсификации);
  • эпизодический — снижение стоимости товаров или услуг на небольшой временной промежуток с последующим переходом на обычный принцип работы;
  • технологический — уменьшение цены на основании обоснованных факторов, к примеру, правильной организации расходов, снижения себестоимости и т. д;
  • «разбойничий» — выставление низкой стоимости товара до того момента, пока конкуренты не уйдут с рынка;
  • скрытый — осуществляется для решения каких-то дополнительных задач, к примеру, внесения изменения законодательство;
  • взаимовыгодный — объединение двух предприятий для создания монополии или олигополии.

Перечисленные виды демпинга несут большие риски для рынка и развития компаний. Исключением считается технологический тип, который хотя бы имеет под собой обоснование.

Цели

Не менее важный вопрос — зачем нужен демпинг предприятиям, ведь они также несут риски из-за снижения цены. В зависимости от вида такие действия направлены на решение следующих задач:

  1. Получение новых рынков. Такая политика популярна среди производителей металла, с/х продукции. Чаще всего стратегия применяется при международной торговле.
  2. «Очистка» своего сектора от конкуренции. Уменьшение цены одним предприятием вынуждает на такие действия другие компании, которые могут не выдержать подобного режима. В результате остается кто-то один.
  3. Достижение результатов в политике государства. К примеру, с помощью демпинга можно добиться уменьшения ставок по ипотечному кредиту. Для этого даже создаются специальные компании — АИЖК.
  4. Получение дополнительных клиентов банками. Такое действие предполагает предложение лучших условий для кредиторов и вкладчиков.
  5. Освобождение складов от залежавшейся продукции, чтобы избежать порчи товара.
  6. Получение новых клиентов и увеличение объемов продаж в будущем по обычной цене.
  7. Оформление договора с каким-то серьезным клиентом. При этом производитель может получить прибыль за счет объема сделки.

Полезно: волатильность - что это простыми словами.

Если говорить в целом, демпинг на рынке — попытка завладеть определенным сектором и вытеснить из него конкурентов. Методика часто применяется начинающими компаниями, имеющими большой запас прочности и планирующими сразу захватить определенную часть клиентов.

Методы борьбы с демпингом

Представители предприятий должны знать, как бороться с демпингом конкурентов. Эксперты выделяют несколько путей:

  1. Подождать. Если подобную политику проводит новичок, не нужно предпринимать никаких мер. Чаще всего подобная организация долго не протянет и закроется. В этом случае можно будет товар и оборудование банкрота по более низкой стоимости.
  2. Увеличить цену. Многие бояться повышать стоимость товаров или услуг из-за риска потери клиентов. Чтобы избежать этого, необходимо обосновать свои действия, то есть выделить явные преимущества, улучшить качество.
  3. Завести торговые связи с конкурентом. Здесь работает принцип держать «врага» как можно ближе к себе. Можно договориться с предприятием, которое проводит демпинг, и таким образом остаться на рынке. Все договоренности при этом должны иметь устную форму.
  4. Уйти с рынка. Недобросовестная конкуренция часто заставляет бросить дело и искать другие варианты развития, к примеру, поменять бизнес.
  5. Пакетное предложение. Это относится к компаниям, предоставляющим свои услуги, и способным предложить дополнительный сервис по более низкой цене.

Участники рынка должны понимать, как работает демпинг, что это означает, и каковы последствия. При этом решение по дальнейшим действиям должно быть взвешенным и учитывать текущую обстановку на рынке.

В другой статье разберем определение "капитализация банка - это...".

Ответственность

Как отмечалось, в России нет прямой ответственности за демпинг, но в целом такие действия не приветствуются. В частности, против подобных действий выступает ВТО, а в России борьбой с недобросовестной конкуренцией занимается ФАС. Так, в 2008 году упомянутая организация расследовала дело одного банка по регулированию тарифов. Несмотря на явные нарушения, наказать виновника не удалось из-за отсутствия поддержки со стороны закона.

За границей также хорошо известно, что означает слово демпинг, и какие последствия влекут такие действия. При этом наказание для нарушителей более жесткое. К примеру, крупный производитель компьютерного ПО ставит рекомендуемую стоимость. Если другая фирма ставит меньшую цену, это приравнивается к демпингу. В результате на нарушителя накладываются следующие меры:

  • потеря права обслуживания техники после продажи;
  • лишение статуса партнера;
  • стягивание штрафа в 10-100 крат от суммы нарушения и т. д.

Указанные выше меры призваны «отрезвить» участника рынка и заставить его отказаться от подобных действий. При этом представители бизнеса должны сами понимать, к чему приводит демпинг. Необдуманные действия влекут за собой большие последствия для определенной части рынка и экономики страны в целом.

Положительные и отрицательные моменты демпинга

При рассмотрении термина нужно выделить его плюсы и минусы, которые раскрывают особенности и последствия демпинга.

Плюсы:

  • получение товаров и услуг по низкой стоимости;
  • достижение целей в виде занятия определенной нише на рынке;
  • большее внимание со стороны потребителей (если сделать более низкую цену);
  • возможность развития нового товара;
  • расширение базы клиентов;
  • достижение целей без траты денег на дополнительные ресурсы.

Минусы:

  • резкое уменьшение прибыли компании;
  • негативная реакция других предприятий, работающих в этом секторе;
  • негатив со стороны потребителей после возврата цены к прежнему уровню;
  • риск перехода к монополии;
  • потери для экономики и т. д.

Последствия демпинга можно перечислять долго, ведь он имеет больше минусов, чем положительных моментов. Здесь поговорим про роль инфляции в развитии экономики.

Примеры демпинга

Чтобы подытожить сказанное, приведем реальные примеры демпинга в мировой практике. Вот только некоторые из них:

  1. В 1970-м компания Сони продавала телевизоры почти в половину дешевле, чтобы получить часть рынка. В то время правительство Японии наложило ряд наказаний на нарушителя, после чего Sony перешла на производство товаров в США. В результате предприятие смогло закрепиться на рынке Америки.
  2. Во второй половине 19-го века Джон Рокфеллер продавал продукцию Standard Oil по более низкой цене. В результате небольшая организация быстро заслужила популярность.
  3. В 2014 году турфирма Нева в надежде на повышение прибыли продавала путевки через Интернет по более низким ценам. Но из-за ошибок в расчетах она не смогла выполнить свои обязательства и объявила себя банкротом.

Далее разберем понятие ликвидности - переходите по ссылке.

Теперь вы знаете значения слова «демпинг» и последствия таких действий. Еще раз отметим, что в России на подобную деятельность нет ограничений, но государство контролирует политику крупных компаний для защиты других участников рынка от недобросовестной конкуренции. Кроме того, таким способом правительство пытается защитить собственные интересы, ведь демпинг приводит к снижению налоговых поступлений.

Задайте вопрос экспертам!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *