Что такое Олигополия в экономике: разбор понятия

09.09.2019 Нет комментариев

Олигополия — распространенная рыночная структура, которая формируется естественным образом, когда более слабые компании теряют клиентов и прекращают деятельность. На практике бывают ситуации недобросовестной конкуренции. Здесь подразумевается договоренность других компаний по разорению предприятия с последующим выкупом контрольного пакета ценных бумаг. В результате формируются крупные фирмы, разделяющие между собой определенную сферу деятельности.

Что это такое, виды

Олигополия — это в экономике такое состояние рынка, когда несколько крупных организаций (продавцов) получают всех клиентов и предлагают похожие условия и товары. Такая ситуация подразумевает постепенное вытеснение более мелких компаний, после чего остается от трех до семи организаций, которые и делят между собой определенный сектор.

Олигополия — это наличие на рынке небольшого числа продавцов, доля которых в продажах настолько большая, что незначительные изменения в числе предлагаемой продукции не несут больших изменений в ценовой политике. В такой ситуации каждая компания знает, что поведение конкурента напрямую зависит от его действий на рынке.

Чтобы лучше понять, что такое олигополия в экономике, важно знать ее виды. На сегодня выделяется несколько типов таких групп:

  1. Некоординированные. Подразумевается работа нескольких крупных предприятий, которые не взаимодействуют друг с другом для формирования цены. Простыми словами, они работают полностью независимо друг от друга. Такой вариант наиболее привлекателен для экономики, ведь подразумевает частную ценовую политику по отношению к потребителю и формирование хотя бы видимости честной конкуренции.
  2. Картель. В этой олигополии основные черты и стратегии поведения копируются разными предприятиями. Участники рынка договариваются между собой, чтобы установить определенную ценовую политику и объемы продаж, которые их устраивают, для увеличения дохода по отрасли.
  3. Игра по правилам. Стороны не договариваются напрямую, но взаимодействие происходит негласно, к примеру, через борьбу за лидерство или определение оптимальной цены.

Олигополия предполагает, что несколько крупных компаний, по сути, контролируют определенных сектор. При этом их действия зависят от наличия договоренности и честности руководства. О том, как оплатить налог за другого человека со своей карты мы расскажем в другой статье.

Способы становления олигополии

Олигополия — это рынок нескольких компаний, которые захватили инициативу и постепенно вытеснили других конкурентов. Способов появления такой ситуации несколько:

  • получение крупных патентов и владение сырьем;
  • поглощение более слабых предприятий на основе покупки контрольного пакета ценных бумаг;
  • слияние, которое происходит добровольно и без принуждения второй стороны.

Олигополия может возникнуть в результате резкого скачка в научно-техническом секторе для какого-либо предприятия. В результате фирма расширяет производство, увеличивает объемы продаж и тем самым постепенно оттягивает рынок у конкурентов.

Главные признаки

Олигополия (если кратко и понятно) — это состояние в экономике, когда несколько компаний получают контроль определенного сектора, к примеру, сотовой связи, нефтегазового сектора и т. д. Такая ситуация имеет следующие признаки:

  1. Продукция может иметь различный характер. В зависимости от направления деятельности товары бывают однородными (к примеру, сталь), а могут иметь дифференцированный характер (производство машин). В таком случае возможно формирование двух типов олигополий — чистой и «смешанной».
  2. Олигополия занимает большую часть рынка. К примеру, в США не больше 10 компаний производят технику для съемки фотографий. Они занимают почти 90% рынка.
  3. Рыночное предложение концентрируется в руках нескольких компаний. Именно они определяют ценовую политику и объемы торгов.
  4. Высокие требования для входа на рынок, где функционирует несколько крупных игроков. Это обусловлено тем фактом, что олигополия возникает в высокозатратных секторах, где компании с умом подходят к использованию ресурсов.
  5. Необходимость получения разрешений государственных органов, патентов и лицензий. Такая особенность может тормозить вход на рынок для других конкурентов и ведет к дополнительным расходам.

Олигополия и экономическая эффективность тесно взаимосвязаны, поэтому правительство страны должно контролировать деятельность таких компаний и пресекать попытки нечестной конкуренции. Из-за тесной связи нескольких предприятий может возникнуть ситуация с ограниченным контролем ценовой политики.

Полезно: дивиденды - это простыми словами проценты...а какие мы расскажем в другой статье.

Характеристики

Не менее важный вопрос, который нужно рассмотреть в статье — чем характеризуется олигополия. Здесь выделяется несколько аспектов:

  • на рынке работает несколько продавцов, которые участвуют в продажах (чаще всего до семи);
  • каждый из участников имеет большую долю на рынке;
  • товары одинаковы или различны;
  • имеются ограничения для входа и выхода из бизнеса;
  • предусмотрен жесткий контроль со стороны органов власти.

Чтобы разобраться с термином, важно знать понятие и особенности процесса. Многие компании не показывают своего взаимодействия, но на практике они решают вопросы «за ширмой», формируя ценовую политику и ассортимент. Даже при отсутствии таких договоренностей деятельность подобных компаний сильно зависит друг от друга. Каждая организация действует и принимает решения с учетом того, какие шаги предпринимает вторая сторона.

Особенности конкуренции

Олигополия — определение, которое во многом похоже на монополию. Разница в том, что вместо одного монополиста на рынке работает несколько компаний, вытеснивших других конкурентов. Здесь возможно два варианта конкуренции:

  1. Ценовая. Такая конкуренция считается менее эффективной. Несмотря на взаимосвязь предприятий, снижение стоимости на товары и услуг для получения части рынка может привести к крупным финансовым потерям. При этом конкурент может действовать аналогичным образом, и тогда усилия сводятся на «нет». Иными словами, такая конкуренция в олигополии имеет кратковременный характер.
  2. Неценовая конкуренция. Такой вариант взаимодействия более эффективен для обеих сторон. Здесь в ход идут разные методы, начиная от конкуренции в сфере рекламы и продвижения, заканчивая экономическим шпионажем. Новым организациям трудно пробиться сквозь имеющуюся конкуренцию, ведь группа фирм уже контролирует рынок.

При конкуренции в олигополии каждый представитель может менять два важных критерия деятельности — стоимость и объем выпускаемой продукции (количество предоставляемых услуг). В таких обстоятельствах более выгодно снизить объем производства и увеличить цену.

Преимущества и недостатки

Для полного понимания «картины», важно выделить плюсы и минусы олигополии для самих участников и потребителей.

Преимущества:

  1. Олигополия привлекательно для потребителей, которые могут покупать продукцию или пользоваться услугами по более доступной цене. Это связано с тем, что между несколькими организациями все еще сохраняется конкуренция.
  2. В отличие от монополии, здесь можно рассчитывать на получение продукции более высокого качества.
  3. Если производитель хорошо продумывает рекламную кампанию и не завышает цену, его заработок обязательно увеличится. Причина в том, что потребитель быстро узнает о товаре и пользуется услугами (покупает товар) организации.
  4. Олигополия позитивно влияет на все отрасли страны, что способствует росту экономики. Кроме того, развивается и сама сфера, где работает только несколько представителей. В частности, повышается доля рынка, уменьшается стоимость продукции (товаров, услуг), повышается качество и т. д.
  5. Ведется работа по снижению издержек для укрепления конкурентных позиций.

Недостатки:

  1. При наличии плотного взаимодействия между представителями олигополии возможен контроль ценовой политики без снижения стоимости для конечного потребителя. В результате компания может повышать или уменьшать цены по договоренности. При этом ситуация на рынке и платежеспособность граждан в расчет не берется.
  2. Снижение стимула для дальнейшего развития и внедрения новых технологий. Это вызвано тем фактом, что предприятие почти не испытывает давления со стороны конкурентов и имеет большую долю рынка.
  3. Трудности с появлением на рынке других компаний, которые не выдерживают жестких требований для входа в отрасль.
  4. Опасность последующего преобразования в монополию с вытекающими отсюда негативными последствиями.

Приведенная характеристика наглядно показывает, в чем плюсы олигополии, и какие минусы несут подобные формирования.

Примеры олигополии

В качестве выводов выделим примеры олигополии, которые характерны для российского рынка. Здесь можно приводить множество вариантов, но наиболее популярные следующие:

  1. Для мобильной связи это Билайн, МТС и Мегафон.
  2. Нефтяная отрасль — ТНК, Лукойл и Газпром.
  3. Металлургическая сфера — Норилський Никель, Северсталь.

Если говорить об иностранных фирмах, то в компьютерной сфере основная доля рынка сохраняется за Microsoft и Apple, а в сфере мобильных коммуникаций — Nokia, Sony и другие.

Этих примеров достаточно, чтобы понять суть олигополии и ее неизбежность на многих рынках. Зачастую именно так и складывается ситуация, когда наиболее крупные предприятия рано или поздно занимают лидирующие позиции с последующим поглощением более слабых игроков рынка. Главное, чтобы такое преобразование не выливалось в монополию, которая негативно влияет на экономику страны. Читайте далее: чем грозит рецессия экономики в России?

Задайте вопрос экспертам!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *