Что такое Монополия в экономике простым языком

09.09.2019 Нет комментариев

Новички в предпринимательской деятельности часто интересуются термином монополия — это что такое в экономике, в чем его особенности и каковы риски. Если говорить простыми словами, это доминирование какого-либо предприятия в определенной сфере рынка. Но это лишь одно из определений. Ниже рассмотрим, что значит монополия, какие она имеет виды, и чем чревата для государства и его развития. Также разберем мероприятия, направленные на борьбу с таким явлением в экономике.

Общие положения

Монополизация — процесс, при котором определенный субъект достигает особого положения и становится монополистом (единственным представителем) в определенной сфере. При этом предпринимаются действия, направленные на увеличение сферы влияния и получение дополнительных прав на единоличное доминирование.

Монополия — это рыночная структура, где один субъект деятельности занимает лидирующие позиции. Речь идет об исключительном праве на владение чем-либо или ведение определенной деятельности. В результате компания становится лидером и получает рычаги управления в сфере ценовой политики для укрепления своих позиций и повышения прибыли.

Экономическая монополия — это большое предприятие, объединение или компания, которая господствует в определенной сфере, перетягивает на себя существенную долю производства и продажи определенной продукции для увеличения дохода. В реальном мире монополия проявляет себя в различных видах и формах (на них остановимся ниже).

Рассматривая термин «монополия», что это простыми словами, можно выделить две стороны:

  • это такое предприятие, которое является лидером в определенной сфере;
  • это такое положение организации, позволяющее ей держать под контролем рынок определенного товара, самому определять объемы выпускаемой продукции и устанавливать цену.

Монополия — это в экономике (если кратко и понятно) — рыночная структура, где одна компания выступает в роли поставщика всего или большей части от всего объема определенного товара без конкуренции. Монопольное положение характерно для разных по размеру компаний — крупных и небольших. Главное условие, чтобы только одна организация поставляла конкретный вид товара.

Классификация

Монополизм, как явление, имеет множество граней, что порождает широкую классификацию.

Монополия бывает:

  • открытая — одна компания в течение определенного промежутка времени выступает в роли единственного поставщика, но она не имеет защиты от конкуренции;
  • закрытая — такие фирмы имеют юридические ограничения, патенты и авторские права, которые делают их почти неуязвимыми;
  • естественная — сфера, где долгосрочные расходы достигают минимального параметра только в том случае, когда одна компания обслуживает весь рынок;
  • искусственная монополия — это объединение нескольких предприятий на базе сговора для устранения конкуренции на рынке (изменение ценовой политики, бойкот, демпинг, шпионаж и т. д.);
  • административная — возникает из-за действий государственных органов, подразумевающих предоставление исключительных прав для определенного предприятия с целью решения определенных задач в экономике;
  • экономическая — появляется в экономике на основании особенностей хозяйственного развития предприятия и правильного подхода со стороны предпринимателей к своему сектору рынка.

Отличие от олигополии вы сможете посмотрев статью по ссылке.

Рассматривая, в чем суть монополии, необходимо представлять формы таких объединений. Они бывают нескольких видов:

  • картель — соглашение между несколькими предприятиями о регулировании объема выпускаемого товара, найма работников и других аспектов с сохранением экономической самостоятельности каждого участника;
  • синдикат — это такое объединение, которое осуществляет централизованную покупку сырьевой продукции и продажу готового товара с сохранением юридической и производственной, но утратой коммерческой самостоятельности;
  • концерн — объединение организаций, отличающихся по форме продукции, но связанных технологической цепочкой по выпуску товара;
  • трест — объединение предприятий, где участники теряют снабженческую, сбытовую, юридическую и производственную самостоятельность;
  • конгломерат — это такое сотрудничество компаний, не имеющее взаимосвязи в технологической и производственной сфере.

Монополия — это зачастую вынужденная мера, на которую идут предприятия с учетом состояния экономики и своего текущего положения на рынке.

Причины появления монополий

Не менее важный вопрос — что приводит к монополии, и почему многие компании идут на подобный «захват» рынка. На практике выделяется несколько базовых причин:

  1. Действие закона о конкуренции. Каждая компания ориентирована на получение максимального дохода. Для его увеличения производитель должен постоянно увеличивать объемы производства товара и устранять конкурентов. Многие предприятия мечтают получить максимальные возможности на рынке и стать монополистами в своей сфере.
  2. Закон капитала и производства. В результате конкурентной борьбы производство концентрируется в какой-то определенной компании.  В результате появляется монополия. Определенное предприятие принимает на себя почти весь капитал, который перемещается в определенной сфере экономки.
  3. Кризис в экономике. Частые проблемы в экономическом секторе, которые были характерны для 19-20 веков, привели к массовому разорению многих предприятий. На этом фоне стали появляться более крупные компании, которые поглощали «неудачников». В результате возникла ситуативная монополия, когда та или иная организация действовала по обстоятельствам.

Здесь расскажем как бороться с демпингом.

Существует и ряд дополнительных причин:

  • законодательные барьеры в экономике со стороны государственных органов в виде обязательной сертификации, получения лицензии и т. д;
  • существенные расходы при ведении бизнес-деятельности, которые не окупаются в условиях конкуренции;
  • увеличение организаций в результате слияний;
  • внедрение в экономике протекции, направленной на защиту отечественного производителя.

Если говорить в целом, система монополии в экономике — это такое явление, которое в первую очередь вызвано стремлением предпринимателя единолично «править» в определенной сфере рынка. Ему удается достичь планируемой цели при наличии дополнительных факторов, о которых упоминалось выше.

Характеристики

Для понимания всех процессов в экономике, недостаточно знать определение, что такое монополия. Важно понимать характерные черты этого состояния:

  • одно предприятие представляет всю отрасль;
  • монополист вправе регулировать объем товара на рынке и этим способом менять цену (при этом его действия в большинстве случаев легальные);
  • нет необходимости в рекламе, ведь покупателям больше некуда идти;
  • потенциальные конкуренты сталкиваются с барьерами, которые не дают им выйти на рынок;
  • потребителю ничего не остается, как приобрести товар у монополиста или вообще обойтись без него.

Зная, чем характеризуется монополия, можно быстро распознать ее на рынке и понять ее реальное влияние на экономику. Полезно: волатильность рубля - что это значит?

Последствия

Полная монополия в определенном секторе рынка может нести ряд экономических последствий, в том числе для экономики. Выделим основные:

  • появление избыточных производственных мощностей;
  • недопроизводства товара, который необходим покупателю;
  • отсутствие разнообразия товара и его оптимизации;
  • постепенное совершенствование рекламы для получения своей доли рынка.

В законодательстве РФ существует много сфер, где допускается естественная монополия — транспортировка нефти и газа, электроснабжение, теплоснабжение, ж/д перевозки, почтовая связь и т. д.

Плюсы и минусы

Рассматривая термин монополия и что это такое в экономике, важно обратить внимание на позитивные и негативные качества этого процесса.

Плюсы:

  • возможность диктовать условия на рынке;
  • использование плюсов массового производства с минимальной себестоимостью;
  • выделение большего числа денег для финансирования новых разработок и усовершенствования технологий;
  • устойчивость к разорению в трудные периоды, когда другие компании банкротятся;
  • возможность снижения стоимости товара за счет снижения издержек.

Для противовеса рассмотрим, чем плоха монополия. Эксперты выделяют такие минусы:

  • увеличение стоимости товара для перекладывания расходов на издержки;
  • получение прибыли даже при условии ухудшения качества товара;
  • медленное развитие в научно-техническом секторе при отсутствии конкурентов на рынке.

На практике минусов монополии гораздо больше. Правительство хорошо знает, что это такое, и как влияет на экономику. Чтобы избежать монополизации, на государственном уровне принимается ряд кардинальных мер.

Ответственность

К компаниям, которые приобретают статус монополии, принимаются экономические и административные меры. К первым относится:

  • поощрение изготовления товаров, которые замещают продукт монополиста;
  • привлечение иностранных компаний на рынок;
  • помощь в развитии новым компаниям, к примеру, путем предоставления льгот в налогообложении;
  • предоставление госзаказов;
  • активное государственное финансирование и т. д.

Дополнительно: как оплатить дорожный налог через сбербанк онлайн.

В качестве способов защиты экономики предпринимаются и другие — административные меры. Процесс защиты положен еще в США, где появилось три закона:

  • Клеймана (1890 г) — запрет тайной монополизации и сговора;
  • Клейтона (1914 г) — запрет некоторых слияний и ценовой дискриминации в экономике;
  • Робинсона-Пэтмена (1936 г) — запрет «ножниц» в ценовой политики.

Сегодня антимонопольное законодательство работает на защиту экономики. Цель — избежать дефицита продукции, неэффектвного расходования ресурсов и неправильного распределения доходов. К основным мерам относится работа ФАС (антимонопольной службы). Внимание уделяется компаниям, которые занимают более 65% рынка. В некоторых случаях организация признается доминирующей, если имеет до 35% объемов продаж. При выявлении нарушений предусматривается ряд санкций, в том числе насильственное разделение компании-монополиста.

Примеры

Сегодня на территории РФ работает множество предприятий-монополистов. В большинстве своем это естественные монополии, которые не наносят вред экономике — «Почта России», «Газпром», «Ростелеком», «Транснефть» и другие. На 2019 год естественные монополии занимают почти 15% ВВП России. Наибольшая часть приходится на ЕЭС и Газпром.

Задайте вопрос экспертам!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *